Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Чиновники всех уровней являются представителями власти, обладающими конкретными полномочиями, в рамках которых принимают решения в отношении граждан и юридических лиц.

Если действия госслужащего привели к вынесению незаконного решения и причинили ущерб организации или человеку, то они вправе их оспорить. Какие основания предусмотрел законодатель для обжалования действий должностных лица, как грамотно подготовить жалобу и куда ее подать, рассмотрим в нашей статье.

Практика подобных отношений отмечает несколько оснований, позволяющих жаловаться на действия должностных лиц:

  • применены незаконные меры, включающие действия, выходящие за пределы компетенций чиновника;
  • действия государственного служащего привели к незаконному решению;
  • действия причиняют необоснованный законами вред или несут последствия, ущемляющие права и интересы гражданина.

Обратите внимание!

Большая часть решений, которые выносят чиновники, ограничены рамками установленных законом процедур и правил выполнения процессов. Если они нарушены, то такие решения неправомерны.

Порядок обжалования

Подавать жалобу на представителя власти можно по трем основным формам:

  1. Жалоба подается начальнику госслужащего, который вынес неправомерное решение, либо в инстанцию, стоящую выше (когда такое решение принято руководством или по согласованию с ним);

  2. Административный иск будет рассмотрен судом общей юрисдикции, либо арбитражным судом — согласно подсудности;

  3. Жалоба отправляется в прокуратуру для проведения расследования. Такой вариант является универсальным и может применяться в любой ситуации. Зачастую именно прокуратора выступает с инициативой подачи иска в суд в целях защиты прав гражданина.

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования

Составление жалобы

Жалоба подается в порядке подчиненности или в прокуратуру. Чтобы подготовить ее должным образом, при написании необходимо внести следующие сведения:

  • название органа, в которой она подается — данные начальника представителя власти, занимаемая им должность, название органа, в котором он служит;
  • сведения о заявителе — Ф.И.О., адрес проживания, контактная информация;
  • название подаваемого документа — «Заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица»;
  • формулировка сути дела — описать, какие именно права и интересы были нарушены или ущемлены. В случае нескольких нарушений требуется привести пояснения по каждому из них в отдельности. Желательно ссылаться на нормативные акты, которые были нарушены;
  • выводы касательно действий должностного лица, подведение итогов ситуации;
  • требования заявителя о признание действий незаконными и принятии мер по устранению нарушений.

Документ составляется в письменной форме. Он может быть направлен заказным письмом по почте, либо подан в электронном виде (через официальный сайт орган власти, который вынес неправомерное решени).

Нужно приложить к жалобе документы, подтверждающие факт незаконных действий со стороны представителя власти.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

Рассмотрение жалоб на представителей власти в суде представляет обычно судебное дело. Гражданин или юрлицо выступают в качестве истцов, а должностное является ответчиком.

Чтобы правильно составить иск, необходимо указать:

  • наименование судебного органа, в которое подается заявление;
  • сведения об истце и ответчике;
  • информацию о нарушении (описание сути дела);
  • данные о решениях по жалобе, принятых ранее в порядке подчиненности (если она подавалась);
  • информация о возможном досудебном урегулировании вопроса;
  • требования к ответчику.

Обратите внимание!

Исковое заявление в обязательном порядке подписывается и проставляется дата его составления.

После рассмотрения дела, суд может признать принятое ранее решения полностью или частично недействительным, либо действия должностного лица полностью или частично неправомерными.

Также суд вправе обязать ответчика принять конкретное решение, исправляющее нарушение, или не предпринимать конкретных действий, что будет способствовать недопущению нарушений.

Исковое заявление дополняется документами, отражающими суть претензии. Перечень обязательных бумаг, которые прилагаются к иску, указаны в ст. 132 ГПК РФ.

Заявление может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда о принятом решении или действии стало известно гражданину или организации. При нарушении срока давности жалоба будет рассмотрена, но потребуется привести объяснения по поводу его пропуска.

Чтобы ваша жалоба была принята и рассмотрена, при составлении лучше проконсультироваться с опытным юристом. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам по указанным телефонам или через онлайн чат.

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

  • В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •  В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
  • Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.

2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

 Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

  1. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Читайте также:  Кассационная жалоба по гражданскому делу: основания, форма, подача

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

  • Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
  • Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
  • Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином;

  1. 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными   полномочиями   и   принявшие   оспариваемое   решение   либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  2. 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  3. 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  4. 5)   иные  известные данные  в  отношении  оспариваемых  решения, действия    (бездействия).     В     случае    оспаривания     решения,     действия (бездействия)   судебного   пристава-исполнителя   в   числе   таких   данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  5. 6)     сведения     о     правах,     свободах     и     законных     интересах административного    истца,     которые,     по    его     мнению,     нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления     прокурором     или     указанными      в     статье     40     Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  6. 7)   нормативные  правовые акты и  их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  7. 8)   сведения  о  невозможности   приложения   к   административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи    220   Кодекса   административного   судопроизводства    Российской Федерации и соответствующие ходатайства;
  8. 9)   сведения   о   том,   подавалась   ли   в   вышестоящий   в   порядке подчиненности орган  или  вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба     по     тому     же     предмету,     который     указан     в     подаваемом административном   исковом   заявлении.   Если   такая   жалоба   подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  9. 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Обжалование действий должностных лиц — Финэксперт

Любой гражданин РФ вправе обжаловать неправомерные (незаконные) действия, постановления и решения государственных, муниципальных органов, сотрудников полиции, прокуратуры, должностных лиц. Делать это необходимо, поскольку именно из-за пассивной гражданской позиции и правовой безграмотности должностные лица выходят за рамки полномочий, предоставленных им законом РФ.

  • Акты и действия государственных органов, подлежащие обжалованию
  • По общему правилу могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) государственных органов, если:
  • 1) нарушены права и свободы гражданина;
  • 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Куда жаловаться на чиновника любого государственного органа (учреждения)?

Существует три основных пути, Первое это обжалование действий или бездействий чиновника непосредственно в вышестоящий орган. Второй путь это жалоба в надзорный или лицензирующий орган. Третий путь это судебное обжалование действий должностных лиц.

Как правило, можно идти сразу всеми способами параллельно. К примеру, действия (а чаще бездействие) Судебного пристава исполнителя, можно обжаловать Старшему судебному приставу исполнителю — руководителю отдела ССП, можно выше, в городской департамент судебных приставов, прокуратура также имеет надзорные функции за деятельностью приставов, а можно сразу в суд. Схожая ситуация и с ГИБДД.

Читайте также:  Оформление договора дарения: образцы, процедура, особенности

Постановления по административным нарушениям, вынесенные уполномоченными на то органами лучше обжаловать в судебном порядке независимо от того собираетесь ли Вы обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в прокуратуру.

Самый эффективный способ направить сразу все возможные жалобы и заявления: в вышестоящий орган, в надзорный орган, и заявление в суд. Если решение по административному материалу принимает суд, как в случае лишения водительских прав, то свою правоту можно доказать в назначено судебном заседании.

Главное помнить, стороны доказывают те обстоятельства, на которые ссылаются.

Что же касается действий самих судов, тут немного сложнее. Решения, постановления и определения суда могут быть обжалованы в вышестоящий суд, но только в соответствии с требованиями, предъявляемыми процессуальным законодательством.

К примеру, решения мировых (участковых) судей могут быть обжалованы в районные суды, решения районных судов, могут быть обжалованы в суд субъекта РФ. В арбитражных судах несколько иначе, в арбитраже не существует районных судов или мировых судей. Требования предъявляются и по форме и по содержанию заявления или жалобы.

К примеру, в судах общей юрисдикции (гражданских судах) эти требования могут быть отличны от требований арбитражного суда. Эти требования закрепленные в арбитражном и гражданском процессуальных кодексах.

Действия или бездействие судьи, не выраженное в процессуальных актах, а также действия иных сотрудников суда могут быть обжалованы председателю суда, форма таких жалоб законодательно не определена.

Административный порядок обжалования актов налоговых и таможенных органов

Одним из способов защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является административный способ, заключающийся в обжаловании актов уполномоченных органов или действий (бездействия) их должностных лиц по инстанциям, т.е. вышестоящему органу или должностному лицу.

Право любого лица обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государства. Это право представляет собой важную юридическую гарантию защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которые участвуют в публично-правовых отношениях, построенных на началах неравенства сторон.

Следует отметить, что административный порядок обжалования является альтернативой судебному способу защиты прав и законных интересов налогоплательщика: обращение с жалобами на акты налоговых, таможенных органов, действия (бездействие) их должностных лиц возможно непосредственно в суд, либо в вышестоящий орган (должностному лицу).

Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества однотипных споров выявили необходимость введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. Так, в силу п. 5 ст. 101.

2 НК РФ решения налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24 мая 2011 г.

N 18421/10 пришел к выводу, что решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога, и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах, могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием для отказа в возмещении налога. Важно отметить, что решения об отказе в возмещении НДС образуют самостоятельную группу ненормативных актов и прямо не названы в ст. 101.2 НК РФ в качестве решения, которое предварительно подлежит обязательному обжалованию в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, ВАС РФ, фактически расширив сферу применения обязательного досудебного порядка обжалования, распространил последствия несоблюдения этой процедуры на решения, для которых она прямо законом не предусмотрена. В связи с вышеизложенным интерес будет представлять формирование позиции судов в отношении обязательности досудебного обжалования отдельных актов, например, производных от решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (требования об уплате налога, пеней, штрафа, решений о взыскании налога, пеней, штрафов).

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема участия налогоплательщика в рассмотрении материалов жалобы вышестоящим налоговым, таможенным органом, поскольку его участие в урегулировании спора заканчивается сразу после подачи жалобы.

НК РФ не установлена обязанность вышестоящего налогового органа уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения его жалобы; в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также не упоминается об участии жалобщика в рассмотрении жалобы. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г.

N 4292/10 по делу N А04-3308/2009 указано, что пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на участие в рассмотрении материалов проверки и иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Поскольку ст.

140 НК РФ не содержит положений об обязательном участии налогоплательщика в рассмотрении его жалобы, вышестоящая инспекция правомерно рассмотрела жалобу в его отсутствие. Суд также отметил, что положения ст. 101 НК РФ не подлежат расширительному толкованию и не применяются к процедуре рассмотрения жалобы.

Судебный порядок защиты по сравнению с административным в настоящее время является значительно более эффективным способом защиты прав налогоплательщиков. Это связано с более строгой процессуальной регламентацией, наделением налогоплательщика процессуальными правами, позволяющими ему активно участвовать в рассмотрении поданной им жалобы.

Вместе с тем нельзя не отметить и неоспоримые преимущества административного порядка обжалования, в частности то, что жалоба не может быть оставлена вышестоящим органом без движения, основания для возврата жалобы минимальны, за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.

Обжалование действий (бездействий) должностных лиц государственных органов в порядке гражданского судопроизводства: В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

  1. Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
  2. Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).
  3. Такая ответственность наступает и подлежит возмещению в случаи:
  4. 1) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. 2) причинение вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, относительно юридических лиц — незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  6. 3) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также касательно юридических лиц -незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  7. 4) причинение вреда гражданину при осуществлении правосудия.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован гл. 25 ГПК РФ

Субъектами обжалования являются согласно п.1 ст.254 ГПК РФ граждане и организации, если только возникший спор не относится к компетенции арбитражного суда или не рассматривается в ином судебном порядке.

  • Предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, являются оперативные решения, действия (бездействия) многочисленных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальных образований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций, в том числе и оспаривание ненормативных правовых актов.
  • В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, оспариваются решения (за исключением нормативных актов) и действия: органов государственной власти; органов местного самоуправления; должностных лиц; государственных и муниципальных служащих; органов военного управления или командира воинской части.
  • Государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и другими законодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
  • В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
  • К органам государственной власти относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Читайте также:  Жалоба в ФССП: на судебных приставов, коллекторов, МФО, банк

К должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т.е.

наделенные в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным служащим относятся граждане, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта.

К муниципальным служащим относятся граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Заявление об обжаловании незаконных действий (бездействий) подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие), которых оспариваются.

Относительно содержания, формы заявления, необходимо указать, что оно должно удовлетворять общим требованиям, предусмотренным ст. 131, 132 ГПК РФ, а при его принятии подлежат применению ст. 133 — 136 ГПК РФ, содержащие условия принятия, отказа в принятии, возвращения и оставления без движения заявления.

Согласно ст. 256 ГПК РФ установлен единый срок для подачи заявления, который равен трем месяцам. Трех месячный срок начинает течь со следующего дня после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод.

Этот момент может быть определен датой получения письменного документа, которым нарушаются права и свободы гражданина, устного отказа в приеме документов, письменного отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы и т.д.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявления по делам данной категории должны быть рассмотрены в течение десяти дней с участием гражданина и органов, лиц, принявших решения, совершивших действия. Неявка надлежаще извещенных указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст.

258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.

Копия решения направляется соответствующему органу или должностному лицу не позднее трех дней после вступления решения в законную силу (а в случае обращения решения к немедленному исполнению — после принятия решения) для устранения допущенного нарушения.

Специалисты юридической компании «ФИНЭКСПЕРТЪ» в г. Красноярске готовы отстаивать законные права и интересы клиентов, представлять квалифицированную юридическую помощь в различных инстанциях.

Прокурор разъясняет порядок обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

Вопрос: Может ли гражданин обжаловать решение, действие (бездействие) государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если он считает, что его права и свободы нарушены?

Ответ: Да, конечно. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться за защитой нарушенных прав и свобод в суд или вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Вопрос: Гражданин решил оспорить решение, действие (бездействие) непосредственно в суд. Вправе ли он подать заявление в суд?

Ответ: Бесспорно. В соответствии с частью 2 статьи 254 кодекса он вправе обратиться в суд с заявлением по месту жительства или по месту нахождения государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. При этом должны быть соблюдены правила подсудности, прописанные в статьях 24-27 кодекса.

Вопрос: Гражданину отказали в выезде из Российской Федерации, мотивируя принятое решение тем, он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну. Может ли он обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Ответ: Безусловно. Гражданин имеет право на судебную защиту, если он считает, что по отношению к нему допущен чиновничий произвол.

В этом случае важно помнить, что дела этой категории в соответствии со статьей 26 кодекса рассматривают по первой инстанции соответствующий верховный суд республики, краевой (областной), суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Вопрос: Какое решение, действие (или бездействие) может быть оспорено гражданином в порядке, предусмотренном статьей 254 кодекса?

Ответ: Любоеколлегиальное и единоличное решение, действие (или бездействие), в результате которого нарушены 1).права и свободы гражданина; 2).на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности; 3). созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Вопрос: Объединение граждан (юридическое лицо) не согласилось с решением государственного служащего и обратилось в суд с заявлением. Правомерно ли поступило объединение (юридическое лицо)?

Ответ: Согласно правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 22.04.

2004 №213-О, рассмотрение заявления общественного объединения (юридического лица) об оспаривании решения, действия (или бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего входит в компетенцию суда, следовательно, объединение (юридическое лицо) правомерно обратилось в суд за защитой.

Вопрос: Определены ли федеральным законодателем сроки оспариванияколлегиального и единоличного решения, действия (или бездействия), государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего?

Ответ: Согласно статье 256 кодекса гражданин обращается в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно нарушении его прав и свобод.

Вопрос: Гражданин пропустил трехмесячный срок подачи заявления в суд. Является ли это обстоятельство основанием для отказа в принятии заявления судом?

Ответ: Подобный отказ нельзя признать правомерным. Суд выясняет причины пропуска и они, бесспорно, могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Вопрос: Может ли суд восстановить процессуальный срок?

Ответ: Такое право предоставлено суду. Суд принимает решение о восстановлении процессуального срока на основании заявления гражданина, где изложены причины пропуска, которые, по мнению суда, являются уважительными.

Одновременно гражданин должен подать заявление на решение, действие (или бездействие) государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Суд, восстановив срок, рассматривает основное заявление гражданина по существу.

Вопрос: Как долго придется ждать гражданину, пока суд рассмотрит его заявление и примет законное решение?

Ответ: В соответствии со статьей 257 кодекса суд рассматривает заявление в течение десяти дней, а в Верховный суд Российской Федерации- в течение двух месяцев. При рассмотрении заявления участвуют гражданин, представитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

  • Вопрос: Может ли действие оспариваемого решения приостановлено судом?
  • Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 254 кодекса суд вправе принять такое решение.
  • Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *