Муниципальная собственность на землю в РФ

Объектами права муниципальной собственности являются зе­мельные участки, переданные- РФ или субъектами РФ в муници­пальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю.

Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст.

53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, му­ниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для раз­вития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назна­чения.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, как в границах муниципальных образований, так и за их пределами.

Передача земель в муници­пальную собственность не влечет автоматического изменения гра­ниц муниципальных образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ. Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собст­венности земли на территории другого муниципального образова­ния.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Право муниципальной собственности в этих городах возникает при передаче земельных участков из собствен­ности Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собствен­ность в соответствии с законами этих субъектов.

Образование муниципальной собственности в порядке разграничения государ­ственной собственности на землю не допускается.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земель­ной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой.

Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования.

Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными земле­пользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются местными органами самоуправления в порядке, установленном ЗК. Средства от продажи муниципаль­ной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в посе­лениях .

Муниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФМуниципальная собственность на землю в РФ

Муниципальная собственность на земельные участки

Муниципальная собственность на землю – право территорий, образованных государством.

Населённые пункты (город, деревня, село, другой вариант поселения), как правило, сложившиеся исторически, всегда имели право владеть и распоряжаться землями, на которых они располагаются.

Государство всегда оказывало влияние на всю свою территорию, но права владения, пользования и распоряжения оно обычно закрепляло за местными властями: администрациями областей, районов, муниципалитетов.

Содержание и сущность

Муниципальная собственность на землю в РФ

Муниципальная собственность на землю складывается из обычных правомочий. При этом право применяется не только к собственно земле (участок, территория), но и к объектам (инженерным конструкциям), на ней находящимся и по ней проходящим.

Владелец объектов – муниципальное формирование, входящее в государственную иерархию системы управления, структуру общественных отношений, территорий и т. п., то есть поселение, где проживают граждане и действует конкретная территориальная система власти (городской вариант, сельское поселение, населённый пункт), привязанная к конкретной земле (участок, территория).

Объекты, расположенные на землях территорий, могут не принадлежать муниципалитету. Собственником может быть как государство, так и различные юридические и физические лица. Правовые отношения могут быть построены совершенно различным образом по времени и по использованию земельных участков территории.

Объекты и территории могут иметь особенное значение для государственных и международных интересов. Правильное формирование надлежащих правовых и смежных общественных отношений имеет важное значение и порой государственный (федеральный, а также международный) интерес и вероятные последствия.

Муниципальная собственность – классическая форма защиты прав, обязательств и ответственности. Государство и его правоохранительные органы защищают такой вид собственности подобно тому, как это делается в отношении собственности государства и приватных владений.

Обычно в муниципальные владения входят разнообразные объекты, которые образуются исторически или:

Муниципальная собственность на землю в РФ

  1. Признаны законодательным образом.
  2. Получены (приобретены) через обычный оборот, гражданско-правовые сделки или передачу из государственной собственности (фактор безвозмездности).
  3. Оказавшиеся в таком вот виде права части собственности при размежевании госсобственности.

Полномочия муниципалитета как собственника осуществляются исполнительно-распорядительными структурными подразделениями самоуправления на местах, действующими от имени уполномоченного органа власти, муниципалитета.

Общие права муниципалитета

Муниципальная территория обладает возможностью (имеет основание) оформлять части своих владений физ-/юрлицам в тот или иной вариант приобретения. А также реализовывать, выполнять сделки, предусмотренные действующим законодательством, в числе которых арендные отношения.

Формально процесс перехода такой земли в иной вариант собственности для физ-/юрлиц возможен при наличии надлежащих законодательных и фактических моментов: подтверждение права (частная собственность на все объекты, например, результаты приватного строительства жилья, находящиеся на этом земельном участке, построенного с чётким соблюдением всех сопутствующих норм действующего права).

Обозначенный комплект этих же документов будет причиной для оформления такой земли в приватное владение, т. е. решение или постановление муниципалитета о предоставлении/передаче участка в длительное/бессрочное использование либо пожизненное владение.

Владение муниципалитета

Муниципальная собственность на землю в РФ

Участки территорий, находящиеся в его компетенции (управление, контроль, отношения собственности), могут:

  • иметь обычный характер общего пользования;
  • быть закрыты для какого-либо несанкционированного доступа, территории специального (особого) предназначения.

Классический (общий, то есть для всех одинаковый) режим пользования – обычное правовое положение муниципальных земель, сложившаяся система общественных отношений, известный правовой механизм регулирования.

Допускается пребывание (проживание) на территории с возможностью пользования природой, её объектами (ресурсами), находящимися здесь (на этой земле), в соответствии с законами Российской Федерации, «санкцией» владельца и другими нормами права, в частности, с локальным нормотворчеством;

Фактическое существо, основной адресат (потребитель), смысл и «забота» компетенции на местах (уполномоченного лица или органа власти) – сфера отношений пребывания/проживания населения. В этом контексте сказанное определяет понятие муниципального владения, составляет единое, неделимое целое, не классифицируется (вид или категория), но обладает собственным правовым оформлением.

Обязательства и управление (ответственность, контроль) муниципальными территориями возложены на локальную систему власти, структура которой включает в себя отделы, департаменты, должностных лиц, уполномоченных на управление использованием территорией и её частями.

Компетентность ответственных за управление в обязательном порядке простирается за пределы норм действующего законодательства, сложившихся общественных отношений.

Общественная значимость на местах, её соотношение с федеральным государственным значением, международной известностью, и другие моменты, обычно не регулируемые правом, всегда могут оказать как негативное, так и положительное влияние.

Учёт такого влияния важен. Земля муниципалитета может оказаться в центре развязки транспортной инфраструктуры, например. Коллапс транспортных средств в непредвиденной ситуации может повлечь за собой как вынужденные траты собственных средств на решение проблемы, так и внимание извне к возникшей проблеме.

Обстоятельство может вызвать вынужденный переход права собственности ради снятия проблемы, перенос центра тяжести из сферы компетенции органов власти на местах, например, на федеральный уровень или в поле действия международного права, в сферу влияния интернациональной организации.

Объекты, расположенные на муниципальных землях:

Муниципальная собственность на землю в РФ

  • автомобильные и железнодорожные пути и дороги, придорожные объекты и обслуживающие сооружения;
  • городские улицы (инфраструктура, оборудование, обслуживание);
  • трубопроводы;
  • линии передач электричества, сигналов;
  • оснащение и оборудование (парки, места отдыха) территорий;
  • освещение, инженерные сооружения;
  • объекты санитарного назначения;
  • прочие подобные варианты.

Земля муниципалитета, как правило, это часть земель поселений — города, деревни, сёла и другие варианты проживания населения и в сущности (предназначении) относится к территориям общего характера пользования, для сооружения на них объектов общественной значимости (в т. ч. благоустройство, инженерные конструкции, объекты, имеющие природоохранное значение, обеспечение коммуникаций, связи, передачи энергии, для нужд транспорта).

Читайте также:  Судебные расходы и издержки в гражданском процессе: особенности

Земли муниципалитета, включая находящиеся за городской чертой:

  • могут быть приватизированы;
  • сданы в аренду

Порядок и основания для приватизации и аренды определяются законодательными актами федерального и местного значения с учётом действующего законодательства в целом.

Средства от земли муниципалитета (аренда, продажа) поступают непосредственно в местный бюджет.

Аренда и приватизация

Муниципальная собственность на землю в РФПо законодательству РФ о земле участок можно арендовать платно или безвозмездно.

Варианты использования:

  • на определённый срок;
  • без указания периода аренды.

Арендные отношения на землю доступны как физическому, так и юридическому лицу в установленном порядке.

Когда муниципальная территория арендуется для комплексной постройки жилых строений и объектов благоустройства территории, права аренды передаются через торги и аукционы. Правила организации и проведения последних определены соответствующим земельным законодательством.

По обычаю, такой вид арендных отношений относится к долгосрочным вариантам. Арендаторы принимают на себя определённые требования. Отказ в аренде муниципальных территорий (объектов собственности) является вполне обычным явлением, объективно обоснованным.

Возможны случаи, когда непредвиденное и неожиданное изъятие земельного участка объективно необходимо.

Кризис природной среды, космические исследования и т. п. – однозначно моментальный вывод территории из числа доступных земель, и его аккумулирование для каких-либо неотложных или значимых государственных нужд.

Простые или упрощённые процедуры оформления применяются для участков в аренду без строительства на них объектов. Сначала подаётся заявление в компетентный орган власти или уполномоченную им и компетентную структуру муниципалитета, далее следует процедура оформления, межевание, периметр, утверждение и кадастровый учёт.

Основание взимания платы: договор. Плата формируется с учётом норм законодательства, определяющих ставки земельного налога. Конкретные исчисленные платежи следует оплачивать в оговорённый и установленный срок, по договору или по графику платежей.

Изменения законодательства связаны с объективными процессами слияния различных территорий (муниципального и государственного значения и владения), расположенных и строящихся на них сооружений и строений в комплексные объекты, как одно целое.

Новые нормы законодательства изменили порядок приватизации земель.

До их разработки и использования разрешалось приватизировать только то, что построено на участке:

  • жилые и промышленные строения;
  • инженерные сооружения;
  • конструкции для благоустройства.

Землю можно было бесплатно оформить в бессрочное пользование.

Новые нормы обязали выкупать земли, оформляя надлежащие договоры (например, аренды).

Природные и экологические факторы

Муниципальная собственность на землю в РФНормы действующего законодательства надлежащим образом регулируют общественные отношения, но муниципальная собственность на земельные участки, по общему правилу, накладывает обязательства и ответственность за соблюдение нормального состояния окружающей среды.

Уполномоченные структуры муниципалитетов:

  • экологические;
  • природоохранные;
  • санитарные и им подобные.

Они, естественно, не уполномочены на владение, пользование и распоряжение земельными участками и объектами, на них расположенными, но, тем не менее, не столько вправе, сколько реально влияют на сложившееся положение вещей.

Точное следование букве закона обусловливает нормальное формирование отношений собственности (земли, объекты, имущество), но ошибки и просчёты уполномоченных должностных лиц и структур управления могут дать шанс изменить положение вещей как случайному журналисту, так и международной экологической организации, не имеющей к землям муниципалитета абсолютно никакого отношения.

Муниципальные земли

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти.

Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

  • передавать земли в частную собственность;
  • сдавать земельные участки в аренду;
  • другое.

Муниципальная собственность возникает, если:

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

Объекты и субъекты

Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

Какие земли могут быть муниципальными? Это:

  1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
  2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

Субъектами, в свою очередь, могут быть:

  1. главы муниципалитетов;
  2. органы власти;
  3. подразделения городской администрации;
  4. унитарные предприятия;
  5. частные предприятия.

Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

  • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • промышленные земли;
  • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

Как разграничивают муниципальные земли?

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Аренда муниципальной земли

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

  1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
  2. получить положительный ответ от земельного комитета;
  3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
  4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
  5. утвердить участок в местной администрации.
Читайте также:  Арест имущества должника судебными приставами: основания и исключения 2021 года

Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

Муниципальная собственность на землю: сущность, понятие, особенности | Правоведус

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ).

На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность не является го­сударственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муни­ципальной собственностью является имущест­во, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осу­ществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установ­ленных законом, иные лица по специальному поручению органов ме­стного самоуправления).

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки

    • во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам,
    • в аренду и собственность физических и юридических лиц и
    • совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

      1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
      2. при разграничении государственной собственности на землю;
      3. по основаниям, установленным гражданским законодательством;
      4. безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

  • СТ 19 ЗК РФ
  • 1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Читайте также:  Приостановление производства по гражданскому делу

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

4. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 19 Земельного кодекса РФ

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

Местное самоуправление в РФ создано для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

Об основаниях возникновения муниципальной собственности на землю см. комментарий к ст. 17.

  1. ФЗ об организации местного самоуправления среди муниципальных образований выделяет городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа (или внутригородские территории города федерального значения).
  2. В поселениях местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; при этом сельские поселения представляют собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), а городское поселение — это соответственно город или поселок.
  3. Муниципальный район составляют несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление, а городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
  4. В соответствии с ФЗ о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены:
  5. — земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
  6. — земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
  7. — иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. В частности, как отмечалось в комментарии к ст.

18, в городах Москве и Санкт-Петербурге все находящиеся в пределах границ этих субъектов РФ земли — кроме земельных участков, составляющих федеральную собственность — отнесены к собственности данных субъектов РФ.

Однако своими законами они могут передать отдельные земельные участки в собственность муниципальных образований, находящихся на их территории.

Что касается земельных участков, от которых отказались их собственники, то исключением из правила, установленного п. 1.1 комментируемой статьи, являются также города Москва и Санкт-Петербург, где согласно п. 3 ст. 18 ЗК РФ такие участки поступают в собственность данных субъектов РФ, если только законами этих субъектов не будет установлено иное.

Комментируемая статья устанавливает, что земельные участки могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность: из федеральной собственности, из собственности субъектов РФ, из собственности других муниципальных образований.

Безвозмездная передача из федеральной собственности предусмотрена, например, упоминавшимся выше ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ в отношении земельных участков на территории военных городков, а также земельных участков, используемых для нужд Вооруженных Сил РФ, на которых расположены жилые помещения (см. комментарии к ст. 18).

Кроме того, случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предусмотрены ст. 39.30 ЗК РФ, введенной ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Земельные участки, кроме указанных в п. 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных п. 1 ст. 39.31 лиц:

  • — в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;
  • — в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов.
  • Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность согласно комментируемой статье может осуществляться в двух случаях: 1) для обеспечения развития муниципальных образований; 2) для предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей (при установлении законом субъекта РФ соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно), и иным отдельным категориям граждан или созданным ими некоммерческим организациям, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
  • В первом случае муниципальному образованию может быть передан земельный участок и за пределами такого образования, что не означает изменения его границ, поскольку административно-территориальное деление не обязательно совпадает с границами и расположением земельных участков, находящихся в собственности как Российской Федерации, так и ее субъектов и муниципальных образований.
  • Для второй из названных целей земельные участки могут передаваться и из одного муниципального образования в другое.
  • Что же касается передачи земельных участков, наоборот, из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ, то эти случаи ограничены, во-первых, только тремя субъектами — городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, а во-вторых, кроме целей предоставления многодетным семьям, передача участков для предоставления иным гражданам и некоммерческим организациям граждан ограничивается теми основаниями такого предоставления, которые предусмотрены федеральными законами (но не законами субъектов РФ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *