выставка

«Родное, близкое, своё…»

Под таким названием в Калуге раз в два года проводятся областные выставки декоративно-прикладного искусства. Шестая по счёту, недавно завершившая свою работу, оказалась самой представительной – на ней демонстрировалось свыше тысячи экспонатов. Число участников тоже оказалось рекордным – больше двухсот человек. Примечательно, что их работы были представлены в новых залах галереи «Образ». Организаторами выступили региональное министерство культуры и областной Центр народного творчества. Наш корреспондент взял интервью у одного из кураторов выставки – ведущего специалиста отдела традиционной культуры ОЦНТ Вадима Вострикова.

- Вадим Борисович, данная выставка, на мой взгляд, отличалась удачной концепцией: картины художников были собраны в красном зале, а синий был отдан произведениям декоративно-прикладного жанра, с разделением на традиционные и современные…

выставка

- Благодаря подходящим условиям. Раньше у нас не было таких площадей и экспонаты приходилось размещать вплотную друг к другу, вперемежку, что затрудняло знакомство с ними, всестороннее изучение. На этот раз у посетителей оказалось больше возможностей оценить каждый экспонат: живопись, изделия народных мастеров.

- Каждая такая выставка является индикатором состояния традиционных народных промыслов Калужского края. К их числу относится и широко известный хлудневский, представленный глиняными игрушками, гончарными изделиями. Развивается ли он, какие новые черты приобретает?

- Изделия мастеров из деревни Хлуднево Думиничского района пользуются заслуженной популярностью не только в области, но и в стране. Они приобретаются различными музеями, имеются в частных коллекциях. Промысел жив. Им по-прежнему занимаются местные жители. Эстафету старших принимает молодое поколение. На что оно способно можно судить по выставочной экспозиции – она достаточно разнообразна. Причём, современные свистульки, игрушки отличаются от тех, которые изготавливали пятьдесят или сто лет назад. Они значительно аккуратнее в изготовлении, обладают более «товарным» видом. То же самое прослеживается и в гончарных изделиях. Есть мастера, которые пользуются старинными технологиями, передаваемыми из века в век. Например, Александр Бубнев из Думиничей. Он изготовил даже горн и ведёт в ней многочасовой обжиг посуды при температуре 800 – 1000 градусов. Но всё чаще мастера используют муфельные печи, японские гончарные круги с регулировкой скорости вращения, не самодельные, а покупные краски… Технический прогресс вносит свои коррективы, позволяет облегчить нелёгкий труд, повысить его производительность.

выставка

- Не страдают ли при этом каноны, определяющие промысел?

- Полагаю, нет. Необходимая атрибутика сохраняется – формы, орнаменты, цветовая палитра и т.д. Бывают, правда, исключения. В прошлом году в культурно-образовательном туристическом центре «ЭТНОМИР» в Боровском районе проходила международная выставка. По нашей инициативе участниками форума было изготовлено «Дерево дружбы» с использованием хлудневской технологии лепки. Но его высота оказалась гораздо больше, чем у традиционных игрушек. Подобные изделия, как правило, не тиражируются и на сложившиеся традиции не влияют.

- Фигурки, сделанные в Хлудневе в прошлом веке и нынешнем по форме весьма схожи. Могут ли они меняться, отражать наше время?

- Что не меняется и не развивается обречено на гибель. Хлудневский промысел пытается - хотя не так активно, как хотелось бы – соответствовать духу времени, его запросам. Расскажу занятную историю. Сына известной мастерицы Ксении Трифоновой направили служить на флот. Так она слепила из глины лодку и разместила на ней фигуры сына, его жены, животных, расписала, обожгла – получилась композиционная игрушка, выполненная согласно всем канонам промысла. До сих пор «лодка» пользуется спросом у потребителей и изготавливается на промысле.

- Вся страна готовится к зимним Олимпийским играм в Сочи. Могли бы хлудневские мастера изготовить к ним сувенирные изделия?

- Конечно. Но для этого нужен конкретный заказ. Кстати, он бы существенно поддержал промысел, стимулировал творческую мысль тех, кто им сейчас занимается. Наш Центр через систему заказов тоже стремится заинтересовать мастеров, оказать им материальную поддержку. Так, с Александром Заборским заключили договор и он изготовил уникальные образцы крестьянской традиционной посуды – крынки, горшки, махотки, миски… Но это разово. К сожалению, наши финансовые возможности ограничены. Если будут средства, для участников и гостей Олимпиады мастера готовы создать брэндовые вещи.

выставка

- Вернёмся к выставке. Очень привлекательно смотрелись на ней вышивка, лоскутное шитьё, ткацкие изделия. Бесспорно, выполнены они замечательно. Но претерпевают ли эти и другие виды декоративно-прикладного искусства изменения?

- Несомненно. Взять лоскутное шитьё. Когда-то им занимались крестьянки. Их мирок был ограничен: дом, село, редкие выезды на ярмарки… Там они и черпали сюжеты, находили рисунки для своего рукоделия. Достаточно стандартные. Что теперь? Люди путешествуют по разным странам, пользуются информационными богатствами Интернета, посещают престижные выставки. Это расширяет кругозор, будит фантазию, что находит воплощение в творчестве. К тому же и выбор материалов огромен: европейские, японские, узбекские ткани, полный ассортимент ниток, специальные машинки для лоскутного шитья. Очень хорошо владеют шитьём мастерицы из города Сосенский Козельского района, из Обнинска, Боровска и другие.

То же самое произошло в бисероплетении.

выставка

Хочу отметить успехи обнинцев в изготовлении народных костюмов. Работа эта требует глубокого изучения истории, посещения музеев, фондов. На реконструкцию отдельных костюмов уходят месяцы, а то и годы упорного труда. Зато из под рук мастериц выходят изделия высокого художественного уровня. Им присуждались гран-при и первые места на всероссийских специализированных фестивалях, на областных выставках народного творчества.

- Мне показалось, что на этот раз слабо были представлены плетение из лозы, резьба по дереву, кузнечное дело… В чём причина?

- Плетением из лозы занимается немало калужан. Созданные их руками корзинки, подносы, сундуки, шкатулки всегда присутствовали на наших выставках. А на этой мы сознательно уменьшили их количество, чтобы избежать однообразия. Резчики и кузнецы наиболее полно проявляют свои таланты в больших формах. Скажем, создают деревянные иконостасы, выковывают ажурные изгороди, решётки, двери… Их трудно, а порой невозможно транспортировать, «вписывать» в экспозиции.

- Какие новые направления появились в декоративно-прикладном искусстве?

- Назову несколько. Активно развивается валяние из войлока. Если раньше из него делали какие-то функциональные вещи – валенки, муфточки, варежки, то теперь этот материал используют для создания декоративных. Посетителей выставки, несомненно, поразили яблоки из войлока калужанки Ольги Кузнецовой. Или взять декупаж. Вроде, нехитрая у него технология. Оклеиваешь, допустим, бутылку из - под шампанского салфетками с рисунками, обрабатываешь клеем, что-то подкрашиваешь… Глядишь, получается занятная вещица – предмет искусства. Лет десять назад никто бы не поверил, что мыловаренье тоже окажется приобщённым к искусству. Оно до сих пор даже не классифицировано. А направление развивается, имеет будущее, что получило подтверждение и на состоявшейся выставке. Поражает плетение из газетной бумаги. Это очень оригинальный, пластичный материал. Изделия из него очень схожи с теми, что выполняются из лозы.

выставка

Весьма перспективны такие направления как фьюзинг – работа со стеклом, широкие возможности открывает использование полимерных пластиков. Очень эффектно смотрелись на выставке мишки – тэдди. Это игрушки, сделанные по особой технологии и тоже ставшие предметами искусства.

Наш Центр отслеживает появляющиеся современные тенденции, анализирует их, оказывает мастерам посильную помощь.

- Наверняка Вас, как живописца, не оставили равнодушным картины в красном зале…

- Не скрою, художественное творчество мне особо близко. Поэтому я достаточно пристрастно слежу за ним. Ветер перемен ощущается и в нём. По представленным произведениям видно, что художники-любители успешно осваивают приёмы профессионального письма: тонко чувствуют перспективу, осваивают верную цветопередачу, продуманно выбирают сюжеты. Больше всего на выставке было выставлено пейзажей, согретых любовью авторов к своей малой родине. Но были также натюрморты, портреты.

Жанр любительского изобразительного искусства изменился в принципе. Когда-то самодеятельные художники, если уж честно, не знали законов письма. Преобладали «наивные» живописцы, которым многое прощалось и воздавались почести за энтузиазм и самобытность. Теперь некоторых любителей можно смело принимать в профессиональный Союз художников России, вполне достойны.

выставка

- Какие ещё выводы сделаны по итогам выставки?

- Она выявила положительные тенденции, перспективы дальнейшей работы. Теперь мы точнее знаем, какую поддержку ждут от нас отдельные мастера.

Будем решать эти задачи.

Владимир Безверхий


 
Яндекс.Метрика