Государственный Российский Дом народного творчества регулярно проводит Всероссийский конкурс киновидеотворчества «От чистого истока», посвященный народному искусству, традиционной культуре и этнографии. К участию приглашаются обычные кинолюбители и профессиональные авторы из теле и киностудий страны. Главное, что уравнивает в оценке и тех, и других – искренность и честность автора в подаче материала, а также особая «художническая зоркость», что, как известно, в искусстве - большая ценность. В прошедшем году наши калужские кинолюбители А.Семин из Мосальска и А.Сафронов из Калуги не только приняли участие в этом конкурсе, но и попали в число лидеров. Мне также посчастливилось присутствовать на этом конкурсе, что и послужило причиной этих заметок.

Подобный конкурс киновидеотворчества под названием «Традиции и современность» проходит и в нашей области. Поставлена задача средствами кино популяризировать творчество мастеров народного искусства нашей области, подвигнуть их к творческому саморазвитию, поддержать в поиске новых современных форм, а главное, сохранить традиции для будущих поколений. Остаётся не так много времени до подведения итогов этого конкурса, которое будет проходить 15 октября в Мосальске – городе замечательных традиций развития, сохранения и кинолюбительства, и народного творчества.

Народное искусство – материя хрупкая. Рождается почти случайно, «неподцензурно», просто, из внутренней тяги к творчеству, становясь частью нашего внутреннего мира. Однако само собой ничего не происходит, и сохранение традиций народного искусства – это целая система организации выставок смотров, конкурсов, фестивалей, направленная на поддержку мастеров декоративно-прикладного искусства, авторов и исполнителей песенного и хореографического творчества, самодеятельных актеров, режиссеров, писателей, поэтов, сказителей, и, конечно, фото и кинолюбителей, кто современными техническими средствами фиксируют окружающую жизнь и осмысливает ее.

Наблюдаем. Оцениваем. Фиксируем.

На что же хотелось бы обратить внимание  всех желающих участвовать в нашем конкурсе? Прежде всего, на то, что при создании фильмов предложенной тематики в центре всегда должен находиться человек со своим характером, судьбой и мастерством. Необходимо обращать внимание не на формальные признаки «народности» в мастерстве героя, а на присутствие национальной духовности в герое, которая проявляется в мастерстве. Это относится и к исполнительскому, и декоративно-прикладному творчеству, и ко всем другим видам, включая кинолюбительство.

Вот несколько примеров, на которые я хочу обратить ваше внимание:

  • Гран-при Всероссийского конкурса видеотворчества «От чистого истока» получил фильм «Ледовый пленник» Файли Шарыповой из города Усолье-Сибирское Иркутской области. Главным героем этого фильма стал мастер ледовых скульптур - настоящий русский «трудяга», который нашел свое призвание в таком необычном искусстве, как ледовая скульптура. Он потому и стал «ледовым пленником», что всю свою душу отдал работе с таким необычным, холодным и, вместе с тем «тёплым» материалом. Герой анализирует свое искусство, и через это осмысливает свою собственную жизнь и судьбу. В закадровом монологе он раскрывается во всем богатстве натуры и характера. Авторы фильма проявляют деликатность и никак не комментируют его слова. Диктора в фильме нет. Есть лишь точно подобранные кадры, иллюстрирующие отношение авторов к герою.
  • Любопытен фильм Натальи Шараповой из города Липецка «Не бабское дело». В центре сюжета молодая женщина, посвятившая себя мастерству изготовления изделий из глины. Здесь тоже применен способ самораскрытия персонажа. Фильм построен на монологах героини, которая рассказывает о том, как она пришла к глине, как у нее долго не получался качественный результат, как она, преодолевая себя, обрела мастерство. В фильме подкупает искренность героини, ее честность по отношению к самой себе, ее самоирония. Интересны постановочные кадры в этом фильме. Зачастую, в документальном кинематографе постановочные эпизоды выглядят нарочито, но здесь авторы сумели добиться естественности существования героини в предложенных условиях, в связи с чем, фильм приобрел большую «художественность» изображения.
  • Одним из лучших фильмов конкурса «От чистого истока» стал фильм «Борис Минхарис - мастеровой из Хохлово» Светланы Леушевой из поселка Кадуй Вологодской области, ставший лауреатом в номинации «Лучший видеоочерк». Фильм рассказывает об удивительном человеке, как говорится, талантливом во всем. Все, за что он ни возьмется, получается крепко, надежно, красиво. Он работает и по дереву, и по металлу! Он и маслом рисует, и на гармошке играет! На празднике он споет частушку и плясовую спляшет. В поселке его знают все от мала до велика, и все любят за веселость, за распахнутую душу и приветливость. Он уже давно на пенсии, ему бы отдохнуть, но не таков герой фильма. Мне кажется фильм и интересен тем, что авторы сделали героем фильма носителя всех лучших черт народной стихии.
  • Также, был отмечен фильм «Бабушкина соль» - удивительная работа Николая Грязина и Светланы Гавриловой из Республики Марий Эл, получившая специальный диплом жюри «За сохранение народных марийский традиций». Фильм длится всего 8 минут, но оставляет самые хорошие впечатления. Фильм очень прост по содержанию, снят одним кадром, не останавливая камеры: бабушка учит внучку готовить «черную соль» - специальным образом отожженную соль для приготовления блюд по древнему рецепту. Здесь радует все:  главная героиня - бабушка лет 70 – маленькая, седенькая, поучающая внучку особым «теплым» голосом, и внучка лет семи, старательно запоминающая бабушкины слова. Радуют марийские костюмы героев – опрятные, ладно сидящие, да и сама обстановка народного быта – печка, ухваты, половички, рушники - все радует добротностью и исконной красотой. В фильме восхищает мастерство оператора, который сумел передать все перемещения героев, не нарушая композиции и не «разваливая» кадра.
  • И еще об одном фильме хотелось бы сказать – о фильме «Таежный почтальон или Последний ямщик губернии» Бориса Слепнева, ставший лауреатом 3 степени в номинации «Лучший документальный фильм». Фильм рассказывает о деревенском почтальоне самой глухомани таежного края. Автор, взяв видеокамеру, отправляется вместе со своим героем по почтовому маршруту. В течение нескольких дней они добираются до глухих сибирских деревень и поселков, где еще теплится жизнь, где живут люди, которые ждут писем от своих родных, и которым тоже важно получать газеты и журналы. Герой фильма рассматривает работу почтальона как некую миссию по воссоединению целой страны с заброшенными местечками, где, порой, нет даже и света, но есть люди, которые живут на земле своих предков и верят, что они с «большой землей» единое целое «русской цивилизации». Как и в предыдущих фильмах, в центре фильма остаётся человек из народа, который вызывает у нас понимание того, что же важного находится в глубине нашей национальной души. Автор фильма много времени в фильме уделяет природе этих глухих мест, показывая редкостные по красоте виды, как отражение духовного мира героя.

В конкурсе «От чистого истока» 2015 года участвовало около 70 работ авторов со всех уголков страны. Многие фильмы допущены к конкурсу не были по причине их низкого качества или несоответствия заданной тематике. Из наиболее часто встречающихся ошибок можно выделить несколько.

Прежде всего, следует сказать об ошибочном желании автора раскрыть сразу всю подноготную героя и объяснить тайну его ремесла. Используя дикторский голос за кадром, многие стараются словами выразить всю философию жизни и творчества героя, при этом используют совершенно невообразимые эпитеты и приукрашенные сравнения. Причина этому видимо в том, что нашу жизнь заполонила «телевизионщина» или, еще можно сказать, бестактная журналистика – вездесущая, суетливая, вечно спешащая. Авторы-кинолюбители, желающие сделать честный и умный фильм, должны всячески отворачиваться от малейшего соблазна использовать затертые штампы и образы. Надо осознать, что если телевизионщики стремятся открыть все тайны, то авторский кинематограф, наоборот, должен сохранить тайну и, возможно, даже её создать. Суть авторства в кино в невысказанности кинообраза. Слово в нем играет третьестепенную роль. Визуальность – вот где следует искать результат и смысл: блики, контрасты, переходы, просветления и затемнения, контровое свечение, ореолы, переходы нерезкости в резкость и наоборот, цветастость и бесцветность, ритмичность движения, отражения и мерцания, а также многие другие эффекты изображения, которые и составляют природу кинематографа. Как из этого составить рассказ – загадка. Автор решает ее, используя язык своей субъективности и вот эти самые блики, просветления, свечения, мерцания… Вот тогда-то и возникает таинственное, не всегда понятное, но такое маняще прекрасное кинозрелище. Народное творчество – благодарный объект для авторского кинематографа. Здесь натуре кинолюбителя можно развернуться вовсю !

Другая часто встречающаяся ошибка заключается в том, что многие авторы, сняв какие-либо массовые народные праздники, считают это материалом для фильма. Они монтируют его, озвучивают и выдают за фильм. Но такой материал фильмом не становится. Тут надо понять простую вещь: режиссеры массовых зрелищ готовили мероприятие для глаз зрителей, наблюдающих событие вживую. Съемка лишь фиксирует событие, но не создает его, то есть не создает новую образную кинореальность, то, что делает фильм фильмом. И ты как не монтируй материал, он так и остается фиксацией. Ее можно использовать, пожалуй, лишь для цитирования в других киноматериалах или сюжетах.

И еще одну вещь очень важно понять при создании любых кинофильмов: фильм – это всегда путь познания, какого бы жанра он не был. Даже простая зарисовка – то есть цепочка кадров-наблюдений без вмешательства автора в жизнь – тоже есть путь от меньшего знания к большему. Не о сюжете речь, о композиции. Композиция фильма учит нас законным формам по пути познания, известным в категориях завязки, кульминации и развязки. Этот путь может иметь материальные основы, например, утро переходит в полдень, а потом в вечер и ночь, или другой простецкий пример, человек садится в транспорт, долго куда-то едет, а потом прибывает к конечной цели. Но путь с маленькой буквы может стать Путем с большой буквы, и тогда он обретает духовное наполнение: например, герой может испытывать страдание от своего несовершенства, совершать нелогичные поступки, но логичные в своем духовном поиске. Проигрывая в чем-то материальном, герой выигрывает в духовном, то есть, он добивается духовной победы прежде всего над самим собой. И наш автор, помятуя, что «пораженье от победы ты не должен отличать», создает такую композицию, в которой происходит раскрытие героев, как бы само собой (самораскрытие). И вот это-то и есть КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Вот к этому и надо стремиться, добиваясь результата не на внешних элементах, а на внутренних. Вот тогда и мы, зрители, начинаем задумываться над жизнью. Может быть, в этом и есть загадка, почему некоторые фильмы, чаще всего очень простые по сюжету, мы можем смотреть бесконечно, и при каждом просмотре и смеяться, и радоваться, и восхищаться героями и самим автором, открывая для себя что-то новое.

Древние мудрецы не зря говорили: не в сложности истина - в простоте.

Ю.И. Дружинин
cпециалист по киновидеотворчеству,
сценарист, режиссёр

 
Яндекс.Метрика