Областной каталог объектов нематериального культурного наследия Калужской области


Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 годы» от 17 декабря 2008 г. N 267 Государственным Российским Домом народного творчества реализуется проект по созданию Федерального Реестра Объектов НКН.

Калужским ОЦНТ ведется работа по включению в Региональный Каталог объектов нематериального культурного наследия. Для выявления объектов нематериального культурного наследия с целью их сохранения, фиксации и пропаганды (распространения) проводится мониторинг на местах. Впоследствии материалы по наиболее ярким и значимым объектам направляются в Федеральный Реестр.
«Объект нематериального культурного наследия» - это традиция, характерная для конкретного локуса  (села или группы населенных пунктов), имеющая свои особенности, уникальность, выделяющие его из других подобных.

Типы объектов НКН


Устное народное творчество


Сказки, Былины

Эпические песни

Эпические сказания

Фольклорная проза

Празднично-обрядовая культура


Праздники

Обряды

Ритуалы

Игры

Техники и технологии


Традиционные ремесла

Традиционный народный костюм

Хозяйственная деятельность

и бытовая культура



Исполнительские искусства


Песенное искусство

Музыкально-инструментальное искусство

Танцевальное искусство

Театральное искусство

(народный театр, народный цирк)

Сказительство


















Одним из важнейших направлений нашей работы является сохранение традиционной культуры и, в частности,  нематериального культурного наследия. Работа над созданием областного реестра объектов НКН — это создание своего рода обобщенной базы данный, в которой будут зафиксированы наиболее яркие и самобытные образцы традиционной культуры. Наличие обобщенного богатого и разнообразного материала позволит не просто сохранить значимые объекты традиционной культуры Калужской области, но и  продуктивно работать в направлении сохранения и популяризации традиционной народной культуры.

     Для повышения эффективности данного вида деятельности важно сотрудничество с сельскими, районными и городскими Домами культуры, а также с отделами культуры районов области. На сегодняшний день к совместной работе по сбору и обработке материалов об объектах НКН подключились специалисты различных направлений традиционной культуры из районов области: Жуковского, Козельского, Хвастовичского, Ульяновского и др. Это руководители коллективов, этнографы, сотрудники музеев,  директора ДК, заведующие отделами культуры. Благодарим их за сотрудничество и надеемся на дальнейшую интересную и плодотворную совместную работу.
     Мы уверены, что в различных уголках нашей области существовали или до сих пор еще продолжают существовать самобытные традиции, достойные внимания для сохранения и дальнейшего распространения.
   


1. Свадебный обряд деревни Клюксы Козельского района Калужской области представляет собой многоэтапное обрядовое действие, которое в целом схоже с южнорусским типом свадьбы. Однако при общей схеме и сходных атрибутах, клюксовский обряд имеет локальную специфику, выраженную и в самом обряде, и в наполненности его особыми предметами в периоде до венчания. Такой атрибут как корзина, в которую невеста ставила ноги во время ожидания  жениха и подвенечный головной убор являются уникальными. Ритуалы до венчания представляют собой особую ценность, т.к. имеют архаичные детали и в современности утрачены.





2. Масляничные куклы «Гамаюнщины» (22 села Калужского р-на).  На Калужской земле существовал обряд: во многих домах женщины, девицы и «молодайки», вышедшие замуж в настоящем году, мастерили куклу или пару в виде «молодки» и «молодого» («масляницы» и «масляника»), что являлось одной из форм прославления брака и служило древним магическим средством усиления плодовитости и людей, и всей окружающей природы. Этих кукол не сжигали, а разбирали в прощеное воскресенье. Обряд изготовления кукол (1 или пары) уходит корнями в дохристианский период и сохранялся до 1930-ых годов 20 века.



 


3. Традиционный праздничный женский костюм деревни Клюксы Козельского района Калужской области носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.





4. Традиционный женский костюм с костоланом Кировского района Калужской области  носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.



5. Хлудневский промысел - традиционный народный промысел Калужской области. Включает в себя направления: гончарное дело, глиняная игрушка. Именно в деревне Хлуднево Думиничского района сложилась уникальная, устойчивая художественная система, имеющая ряд сложившихся отличительных черт. Это выражается в приёмах изготовления глиняной игрушки, в сюжетно-образной составляющей и характере росписи. На сегодняшний день мастера работают в д. Хлуднево, в районном центре - п. Думиничи и в г. Калуге, бережно сохраняя традиции промысла.



6. Песенная традиция села Подбужье Хвастовичского района Калужской области - это значимое художественное явление в традиционной народной культуре Калужской области. Она отличается неповторимыми узколокальными признаками. Исключительность песенной традиции села Подбужье - в ее уникальности музыкальной структуры, отличной даже от близ лежащих сел, яркости и экспрессивности исполнительской манеры, особенным складом многоголосия, жанрового разнообразия репертуара.


7. Соломенные фонарики из ржаной соломы, бытовавшие на территории Козельского района Калужской области, были распространены как праздничное украшение домов. Обычай этот существовал предположительно с XIX до середины ХХ в. Соломенные фонарики изготавливали во многих деревнях Козельского района Калужской области, причём в каждой деревне их традиционная форма была своя. Эти фонарики в середине ХХ в. местные жители называли «люстрами».




8. Свадебный обряд «с курицей» второго дня старообрядческой свадьбы д. Верховье и д. Кривошеино Угодско-Заводской волости (Жуковского района) Калужской области восстановлен на основе рассказов старожилов, которые были свидетелями его бытования  в означенных деревнях вплоть до второй половины 70-х гг. На следующий день после венчания у старообрядцев деревень Верховье и Кривошеино бытовал такой обряд: ряженые шли в дом к тестю и тёще и брали у них со двора курицу,  «рядили» её в венок и платок, бантами крылья подвязывали и несли на двор, где гуляла шумная толпа гостей. С курицей ряженые плясали («трепали» её), представляли «молодой», потом пускали под смех по двору, «чтоб молодая жена плодовитой была».


9. Традиционный крестьянский костюм д.Дуброво Кировского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойника с невысоким украшенным налобником и височными украшениями из бисера - «чванки»*) и покупного платка.

Способ ношения костюма традиционен, т.е. длинная рубаха из отбеленного домотканого холста с богато украшенным низом (ткачество, вышивка, кружево - «хварботы, хорботы»*) выпускалась поверх надетой на бедра поневы, образуя напуск «пазуху»; «занавеска» отрезная по линии груди, образует своего рода кокетку (нет плечевых швов), вырез горловины прямоугольный, верхняя передняя часть занавески собрана в сборку и пришита к кокетке. Рукава широкие с ластовицей, по низу собираются в сборку и заканчиваются оборкой. Декор занавески по низу, по линии кокетки и горловине – неширокая атласная лента или тесьма. Понева распашная, орнаментирована почти по всей плоскости.

Местные особенности: длинная и богато украшенная понева, обувь – лапти с черными онучами и белыми оборами; плясовые песни сопровождались наигрышами на «дудках», играли только женщины.

Общепринятое название этого инструмента – кувиклы (кугиклы) - разновидность многоствольчатой флейты, изготавливалась преимущественно из стеблей куги (болотного камыша) и состояла из 2 – 5 трубок одинакового диаметра, но разной длины. В д.Дуброво слово кувикла, кувиклы трансформировалось в прозвище, им обзывали легкомысленных женщин.

 

10. Традиционный крестьянский костюм д.Пеневичи Хвастовичского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, «занавески», пояса и головного убора («повойник»). Рубаха изготовлена из двух ширин домотканого холста на перегиб с косыми поликами (врезная плечевая вставка трапецевидной формы для увеличения окружности горловины и оформления её в густую сборку); рукава из одной ширины холста с ластовицей («ластуфка», «косячок») у запястья собраны в сборку на узком манжете. Общая ширина украса низа рубахи составляет около 20 см и состоит из нашивных украшений ( тесьма, позумент, шелковая лента) и полосы цветной перевити шир.7,5 см и вышивкой в технике «роспись», низ рубахи заканчивается узкой полоской кружева. Длина рубахи от плеча 145 см. Понева распашная изготовлена из трех ширин домотканой шерсти, боковые и нижний срезы поневы обшиты «пояском» (шерстяная тесьма ручного ткачества орнаментированная). Декор поневы полностью подчинен способу ношения (двойной «подтык», «кулек», «петух»). На левую лицевую и правую изнаночную стороны нашиваются прямоугольники из ткани красного цвета, прямоугольники дополнительно декорируются нашивными украшениями. На правой изнаночной стороне к прямоугольнику примыкает треугольник, который тоже украшен рядами тесьмы. Одевается понева следующим образом – опоясываются бедра, закрепляются «гашником» (плетеный шнур), левая пола складывается по верхней границе декора, затем сложенное полотнище крепилось к верху, правая пола отворачивалась на изнанку и также крепилась к верху. Рубаха выпускалась поверх поневы, образуя  «пазуху», талия подчеркивалась поясом (шерстяная тесьма ручного ткачества орнаментированная длиною около 3 метров). Занавеска из домотканого белого холста с рукавами из покупного сатина красного цвета, у запястья рукава собраны в сборку, оканчиваются оборкой («брызжи»).

Боковые швы и линия втачки рукавов отделаны вышивкой «роспись». Низ занавески декорирован вышивкой крестом, тесьмой, бахромой и кистями из цветной шерсти («бахмара»).  Головной убор – повойник с жестким украшенным налобником, височные украшения из бисера, ушные украшения – «пушки», сзади повойник вздергивается на ленту, завязывается бант; по повойник надевают обруч из яблоневого прута, что придает головному убору жесткую форму в виде окружности.


* Слова, взятые в кавычки - местный диалект


 11. Фрагмент свадебного обряда «Встреча молодых после венчания»

Записано в 1991 году экспедицией Калужского областного центра народного творчества в д. Пеневичи, Хвастовичского района от участников этнографической группы,  6 чел., 1920-1933-ых годов рождения.

1 эпизод. Односельчане останавливают свадебный поезд недалеко от избы жениха, где будет проходить свадьба. Двое из встречающих высаживают молодых, берут их под руки и ведут на место, отмеченное, лежащим на земле, половиком. Все действие проходит на фоне плясовой песни.

"Ой верба верба"

2 эпизод. Пара стоит на половике, один из гостей берет руки молодых правую у жениха, левую у невесты и обвязывает рушником. Заводится хоровод из односельчан, гостей ( внешний круг) в одну сторону, а пару ведет гость за концы рушника в противоположную ( внутренний круг). Проходят три круга под протяжную хороводную песню.

 "По заре, по зорюшке"

3 эпизод. Пара возвращается на отмеченное место, хоровод расходится, образуя полукруг, развязывается рушник и под плясовую песню молодые идут  к избе, где будет проходить свадьба.

"Во пиру молода была"

Примечания:

1. Встречающие новобрачных заранее выбирают лиц для обыгрывания каждого эпизода и место остановки свадебного поезда.

*2. Остановки свадебного поезда после венчания бытовали и в других селах Калужской губернии, но иной обрядности:

а) д. Жерелево, Дзержинский район, б. Мосальский уезд – сжигание соломы, чтобы повозка с новобрачными проехала через огонь;

б) с. Пятницкое, Бабынинский район, б. Мосальский уезд – перегораживание дороги свадебному поезду, «закидывание зайца» с требованием угощения.

*Добровольский В.Н. – известный русский этнограф, записи 1890-ых г.г.



12. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область, конец ХIХ – начало ХХ в.в.

Из коллекции музея Собора Казанской Божией Матери, г. Людиново, поступление от местных жителей деревни Чёрный Поток.

Комплекс девичьего костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника – «занавески», пояса ручного ткачества и «загранишного» платка.

Девичий головной убор – это украшенная налобная повязка, которая оставляла верх головы открытым, но с появлением фабричных платков ручной набивки, налобная повязка постепенно заменялась модным платком.

В данной местности, оригинал девичьего головного убора, к сожалению не сохранился (фото1).

Рубаха в этом комплексе отличается по конструкции от традиционного кроя: верхняя часть рубахи по переду и спинке, клинья, вставленные в боковые швы от нижней точки ластовицы по переду и спинке для увеличения объема и нижняя часть изготовлены из разных холстов, прямые «полики» - более поздние вставки цветного ситца с изнанки продублированы полотном (поздняя переделка). Дальнейшее описание изделия сделано, в соответствии с традицией.


Рубаха изготовлена из четырех ширин  холста. «полики» прямые, длина от верхней точки плеча до низа около 135см. К низу рубахи пришита круговая «подстава переборчатая» шир. 10см (ручное ткачество). Горловина собрана в сборку и окантована полоской холста. Окантовка декорирована вышивкой крестом и шнурком с петелькой для застежки ручного ткачества. Рукав изготовлен из полутора ширин холста, верхняя часть, около 20 см, «переборчатая», ниже вышивка крестом – мотив «барашки» с «кустиком». Низ рукавов собран в сборку, манжет притачной шир. 6 см., декорирован вышивкой крестом, застежка на пуговицу (фото2,3,4).





Передник «занавеска» состоит из двух деталей – цельнокроеной кокетки по переду и спинке с лямками и декорированного переднего полотнища.


Верхняя часть переднего полотнища изготовлена из двух ширин холста: центральная часть – одна ширина,, боковые части – половины ширины. Декор этого фрагмента – ручное ткачество («перетыканые» или «забраные»).

Далее идут три полосы из кумача, чередующиеся с двумя орнаментальными полосами, выполненные в технике перевити (вышивка «по выдергу»), к низу притачивается оборка из «загранишного» ситца. Верхняя часть передника собирается в сборку и притачивается к кокетке переда, шов притачки закрывается кумачовой полоской. Кокетки переда и спинки украшены вышивкой крестом. Края обработаны ручным обметочным швом нитками красного цвета (фото 5,6,7).


Местные названия:

Занавеска –  нагрудная женская одежда туникообразного покроя, завершающая комплекс костюма;

Прямой полик – прямоугольная плечевая вставка на перегиб, пришивается по утку к основным полотнищам рубахи;

Подстава – орнаментированная полоса ткани различной ширины, выполненная в различных техниках;

Переборки, перетыки, забранки – различные способы ручного ткачества.


13. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область,       конец ХIХ – начало ХХ в.в.

Из коллекции музея Собора Казанской Божьей Матери, г.Людиново, поступление от жителей деревни Черный Поток.

Комплекс девичьего крестьянского костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника «занавески», пояса ручного ткачества и головного платка из «загранишного ситца».

Рубаха изготовлена из четырех ширин холста, в плечевой части каждой ширины от боковых срезов вырезаны квадраты 20х20 см для втачки прямых «поликов» цельнокроеных с рукавами из «загранишного ситца» .

Порядок сборки: втачка рукавов в разворот в вырезы, затем оставшиеся ширины холста и верхние части рукавов собираются в густую сборку для оформления горловины, окантовывается разрез переда для застежки и горловина, притачиваются к срезам рукавов ластовицы «ластуфки», сшиваются боковые швы и рукава, к низу рубахи пришивается «подстава переборчатая» (см. схему кроя рубахи).

Окантовка горловины декорирована вышивкой крестом и шнурком ручного ткачества с петелькой для застежки. Низ рукавов собран в сборку, сборка зафиксирована полоской холста, застежка на пуговицу по шву рукава. Рубаха подпоясывается поясом по талии, излишки длины рубахи выпускаются поверх пояса, образуя напуск «пазуха».

Передник «занавеска» состоит из цельнокроеной по переду и спинке кокетки и декорированного переднего полотнища. Переднее полотнище (верхняя часть) изготовлена из двух ширин холста: центральная часть – одна ширина. Боковые части – половины ширины, декор – ручное ткачество («перетыканые» или «забраные»). Декор переднего полотнища (нижняя часть) состоит из двух полос «загранишного ситца», между ними вставка орнаментальной полосы, выполненной в технике вышивки тамбурным швом, верхняя и нижняя части этого декора ограничены двухсторонней шелковой тесьмой ( верх – лицо, низ –изнанка), низ «занавески» - мерное коклюшечное плотное кружево, популярного в то время рисунка «балалайка». Верхний срез основного переднего полотнища передника собирается в густую сборку; сборка частично закрывается полоской из цветного ситца и пришивается к кокетке переда. Кокетка переда и спинки украшены вышивкой «роспись», на лямках вышивка крестом – «куколки» (изображение женской фигуры такого типа иногда называют «бабами»), края кокеток обработаны ручным обметочным швом нитками красного цвета.



Примечание: О михайловском кружеве. Такой тип кружева в конце Х1Х века изготавливался в г. Михайлове, Рязанского уезда и торговали им по всей России. Оно было очень популярно и особенно часто использовалось в народном костюме в разных губерниях, в том числе и Калужской, но имело другое название – «хорботы, хварботы». В 90-ых годах ХХ века  в экспедициях по Хвастовичскому, Кировскому. Барятинскому районам информанты говорили о «хварботах», как об изделии местных мастериц. Эту информацию можно принять к сведению, т.к. образцы кружев были выполнены в иной цветовой гамме ( «охра» от светлой до темной) и более грубой технике плетения. В этом переднике, скорее всего было использовано мерное михайловское кружево, выполненное в традиционной цветовой гамме с качественным плетением.

Есть еще одна особенность этого девичьего костюма – орнаментальная вставка передника, выполненная в технике вышивки тамбурным швом, что не в традиции нашей области. Такой тип вышивки был характерен для русского Севера, южной Карелии, Поволжья и Приуралья и в некоторых областях юга и юго-востока России.  Но надо отметить, что цветовая гамма и орнаментика хорошо вписываются в общую композицию изделия.


14.  Куклы «Сухонидушка» и «Мокринидушка» в традиционнойкалендарной обрядности Калужского края.

По мнению Б.А. Рыбакова информация о сохранившихся в традиционной календарной обрядности похоронных играх с использованием кукольных артефактах убедительно свидетельствуют о глубочайшей древности происхождения самого ритуала и сложившейся традиции его проведения в данной местности. Воспоминания о подобном обряде мне удалось записать и реконструировать его центральные объекты - двух кукол с основой из растительных материалов с шитьевым комплексом одежды.

Место бытования: д. Воткино Хвастовичский район Калужской области.

Информант: Кузнецова Валентина Ивановна 01.01.1954г/р, урожденная жительницы данной местности.

По воспоминаниям Кузнецовой В.И. в годы её детства (1958-64гг.)в случае засушливой погоды в летний период в деревне проводился массовый обряд «похорон куклы Сухонидушки» и «похорон куклы Мокринидушки» если лето выдавалось дождливое. В данных обрядах ей приходилось участвовать 3-4 раза начиная с 7 лет. Имеет 2-х сестер, с рождения проживавших в данной местности, и так же участвовавших в подобных обрядах. Закончив деревенскую школу-семилетку в 12 лет Валентина перешла учиться в соседнее село Подбужье, а затем поступила в техникум и переехала жить в п. Детчино и в обряде больше не участвовала.

События описанных календарных обрядов, чудом сохранившихся в данной местности с языческих времен, осталось яркими детскими воспоминаниями для Кузнецовой В.И.. Она хорошо помнит структуру обряда, все православные молитвы в полном объеме и их порядок использования в обряде. Зачинала действо по настоянию жителей очень набожная(«как святая»), женщина лет 70-ти, дочь деревенского старосты-священника. В своем доме она делала куклу и в назначенный день и час(до полудня) выносила её из дома, держа на руках на досточке.

Вслед за ней выстраивалась «похоронная процессия» и двигалась по селению: сначала долгожители, которые начинали «петь» молитвы. Больше всего повторялась молитва «Богородице, Дева, радуйся…» Затем шли все остальные и замыкала колонну ватага детей. Процессия шла на сухое возвышенное место рядом с кладбищем, но на само кладбище не заходили. На возвышенности рыли небольшую ямку, выкладывали еловым лапником. Старшие, образовав круг, устраивали «панихиду по Сухонидушке», как по покойнику: читали молитвы начиная с « Отче наш» и завершая «Богородице». Кульминацией обрядового действа было закапывание в землю куклы с многократными приговорами-призывами «Сухонидушка схоронись-ся, Мокринидушка – покажись-ся!». Место схрона куклы укрывалось большим количеством елового лапника. Информант подчеркивала, что до сих пор не понимает, каким образам, но их молитвы, как правило, были услышаны. Будучи ребенком, она хорошо помнит, что домой бежали бегом, т.к. боялись попасть под дождь. Однажды, не успела и попала под ливень, сильно вымокла, что и запомнила на всю жизнь. Также, утверждает, что не раз слышала от жителей деревни рассказы о том, что в соседней д. Ильинке, тоже хоронили («прятали») Сухонидушку. А вот в селе Подбужье о таком ей никто не говорил.

Информант утверждает, что приходилось участвовать и в альтернативной версии данного календарного обряда – «хоронить  куклу Мокринидушку». Обряд проводили когда данную местность заливали дожди(«Ну нету мочи, каждый день – дождь! И взрослые решили - пойтить попросить Анну, «спрятать Мокринидушку»). В обряде участвовало народу гораздо меньше, т.к. хоронили прямо в дождь в низине возле ручья. Также читали молитвы, причитали как по покойнику, но в этот раз больше обращались к Николаю-угоднику и Спасителю. В ямке, где планировали «спрятать» куклу стояла вода. Куклу завернули в белую тряпочку, затем в пергаментную бумагу, туго перевязали и положили в землю. Кульминацией действа также были трех кратные призывы: «Мокринидушка схоронись-ся, Сухонидушка – покажись-ся!». Ямку землёй не засыпали, а накрывали куском срезанного травяного дерна, с добротным слоем земли. Дети и взрослые, с капюшонами из подручных материалов на голове, радостные шли домой ожидать, когда прекратиться дождь.

Информант не помнит (не знает), выкапывали ли кукол из ямок и через какой срок, но точно помнит о том, что уже, будучи школьницей 5-7 классов, во время летних походов детворы на речку все по памяти указывали места где «прятали» кукол, но их не трогали и не ковыряли.

Информантка с сестрами, делала для игры и простых крестьянских кукол и была знакома с местными традициями работы с лоскутом.

Будучи школьной подругой внучки старосты деревни ей удалось наблюдать процесс изготовления обрядовой куклы. Именно наблюдать, а не участвовать, так как бабушка Аня куклу делала сама и к помощи никого не привлекала. Но, учитывая большую эмоциональную вовлеченность информанта в данное действо, ей удалось запомнить и сохранить в памяти многие детали изготовления кукольного артефакта.


15. Конструкция и технология изготовления кукол Сухонидушка и Мокринидушка.

Описание конструкции куклы Сухонидушки.

Основа куклы изготавливалась из очесов льна и льняного волокна. Первой формировалась голова размером с детский кулак, путем простого перегиба волокон и перевязкой льняного пучка посередине и выделением верхней части пучка веревкой. Две одинакового размера руки, изготавливались тоже из льняного волокна, перевязывались внизу и вверху. В верхней перевязке нити оставляли длиннее. По бокам, на уровне плеча, сверху вниз по волокну под перевязь головы поддевали оставленную нарочно перевязку рук: протягивалась и закреплялись. К линии перетяжки головы привязывалось дополнительное волокно и формировалось «грудь» путем последующей подвязки веревочкой волокна по линии талии.

Далее вся конструкция закреплялась: «она её сильно мотала, начинала внизу доходили до головы и обмотав её вокруг шеи шла вниз». Очевидно, при обмотке тулова делалось 3 диагональных креста, последний на груди и возвращаясь натянутая нить внутри второго ромба оформляло «пузичко». Далее вся конструкция покрывалась белой холстиной, перевязывалась голова без складок на лице(увести назад).Удалялся лишний материал и подобрав необработанный край внутрь прошивалась вся конструкцию по краю швом назад иголку, включая нижний срез и бока тулова. Получалась готовая рубаха, причем стянутая красной ниткой ширина рукава формировала опушку рубахи. Сарафан делали из ситца в цветочек красно-бордово-коричневых оттенков(шов сзади). Под грудью формировались и прошивались иглой складки. Спереди к сарафану пришивали лямки, а сзади сводили их накрест. Сарафан сзади застегивался на три маленькие белые пуговки. По нижнему краю и спереди у сарафана нашивалась оборка из белого ситца в красный цветочек. Платок покрывали «синеньким огурчиком» с «с каймой» с одним заломом и плотно завязывали спереди, концы прятали под лямки и лиф сарафана. Волосы и ноги не делали. А вот лицо вышивали: крутые большие брови, нос клювиком, и голубые глазки и красненький рот. Кукла укладывалась на досточку, покрытую свисающим по краям холстом. Сверху кукла также покрывалась белы холстом или миткалью.

Описание конструкции куклы Мокринидушки.

Основа куклы изготавливалась также из льняного волокна и конструктивно видимо мало отличалась, в том числе и по размеру - не больше локтя. Но всё же информант не раз подчеркнула, что для данной куклы брали небелёный холст и лицо и рубаха у Мокринидушки получались темно-серые. И весь комплект одежды,- сарафан, платок и иногда ещё и кофту - делали из темного ситца, пусть даже и в цветочек. Оборки на рукавах рубахи перевязывали синими тесемками ткани. Платок темненький, покрывался также, вышивали и лицо. А вот досточку и саму куклу покрывали всё также холщевой белой тряпочкой.

Во время записи информации и в процессе создания реконструкции кукол поразила уважительное отношение Валентины Ивановны к описанным кукольным объектам: обращение всегда уменьшительно-ласкательно и постоянное желание сравнить красоту «Сухонидушки» и «Мокринидушки» то с цветущем летом, то у унылой тоской, - что вполне объясняет принадлежность данных кукольных образцов к традиционной календарной обрядности нашего региона.


16. Женский крестьянский костюм с.Бережки, Кировский район, Калужская область, 

конец ХIХ – начала ХХ в.в.

Описание данного костюма проведено только по фотографии (1971г., фотоархив КОЦНТ) Бережковского фольклорного ансамбля Кировского района, поэтому характеристика костюма приводится по основным позициям.

Комплекс состоит из рубахи домотканого холста, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойник с невысоким украшенным налобником, покупной платок с бахромой).

Способ ношения костюма традиционен. Длинная рубаха с декорированным низом (полосы ручного ткачества, вышивки, тесьмы)  выпускалась поверх надетой на бедра поневы, образуя напуск «пазуху». Понева распашная, орнаментирована на 2/3 плоскости (позументы, атласные ленты, вставки красного кумача, пайетки, сутаж), вздергивается от середины переда к бокам, образуя густую сборку сзади. Занавеска, отрезная по линии ширины груди, на кокетке на перегиб (нет плечевых швов);вырез горловины-прямоугольник.

Передняя часть занавески по верху собирается в сборку и пришивается к кокетке переда, линия притачки  отделана вышивкой. Низ занавески орнаментирован вышивкой крестом ( орнамент растительный, цвета традиционны –красный, черный ) , цветными шелковыми лентами и бахромой. Рукава свободной формы с ластовицей, по низу собраны в сборку, заканчиваются притачными манжетами; вся плоскость рукавов украшены вышивкой крестом отдельными мотивами ( цвет –красный , черный), также украшены вышивкой манжеты. Шейное украшение – бусы в несколько рядов.

17.  Песенная традиция с.Подбужье Хвастовичского района Калужской области (сравнительный анализ)


Подбужский хор, как творческий коллектив, сложился в 1969 году и на протяжении многих лет исполнительницы не только хранили свои традиции, но и сделали их достоянием жизни современников, восхищая своим великолепным исполнением лирических, плясовых и календарных песен с.Подбужье.

 Рассмотрим несколько ярких примеров песенного искусства с.Подбужье. Хвастовичский район, Калужская область.


1. «Ох, шумит и гудит…» лирическая

В основе этой песни подголосочная полифония, с элементами гетерофонии и терцовой вторы. Основной напев – в среднем голосе, который развивается гетерофонно и поддерживается верхним подголоском. Во второй части строфы подголосок дублирует в октаву основной напев. Обе части строфы заканчиваются октавным унисоном. Такая структура расположения голосов характерна для части песен с. Подбужье.

Ритмика стиха силлабическая:

Эта ритмоформула сохраняется на протяжении всей песни. Основа ладовой структуры – ангемитоника. В запеве – нисходящий тетрахорд, с захватом квинтового тона, в подхвате – трихорд, опирающийся на 1 – 111 ступени с восходящим и нисходящим заполнением. Песня исполняется зычно, активно. Эмоционально ярко. Это подчеркивается и пунктирным ритмом, и высокой тесситурой подголоска.


2. «Ой, да а кто не был, братцы, за Дунаем» лирическая

В основе этой песни – терцовая втора в сочетании с гетерофонией в нижнем голосе. Музыкальная строфа каждый раз заканчивается унисоном.

Ритмика стиха силлабическая:

Поскольку эта песня цепной формы стиха, то в начале второй и следующих строф появляется новая ритмоформула:

Песня звучит в дорийском миноре (повышенная шестая ступень), с тетрахордовой нисходящей попевкой от 1V к 1 ступени, с опорой на м3. к которой приводит вариационное развитие основного голоса. Дорийский лад используется в значительной части подбужских песен разных жанров. Песня « Ой, да кто не был…» исполняется активно, с подчеркиванием каждого звука, с коротким, достаточно резким снятием в середине строфы. Маршеобразность песне придает и размер 4/4.

Проанализировав только два примера из огромного репертуара Подбужского хора, можно сделать вывод, что музыкальная стилистика подбужских песен разнообразна, объемна и сложна. В наших примерах можно наблюдать различия в песнях как по интервальному диапазону между основным голосом и подголоском (б3, б6, октава), так и по ладовой и ритмической структуре, по построению стиха.

Фрагменты песен с. Подбужье исполняет народный фольклорный ансамбль Калужского областного центра народного творчества «Роща», руководитель Тамара Ситько, заслуженный работник культуры РФ, Лауреат премии «Душа России» 2016 г. (записи  и расшифровки Т.Ситько).


18.  Величальные песни на пропоях в Гамаюнщине

В Калужском крае в самом начале 20-го века еще оставались несколько групп крестьянских поселений с особыми названиями, кличками. В большинстве случаев само население выделяло эти группы, давая им особые клички. Такой территорией была и Гамаюнщина, в которую входило 17 поселений, расположенных на правом берегу Оки: Ромоданово, Квань, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи , Нижняя и Верхняя Вырка, Еловка, Животикино, Колюпаново, Горенская.

На бытовом уровне  эти селения имели между собой много общего, в том числе и свадебный обряд. Старинный обряд в Гамаюнщине включал в себя несколько этапов: смотрины невесты под окном; сватовство; «Богу молиться»; пропои; «поклуш»; девишник и молодешник; поезжанье; почестные; похмелки; отводная.  В 20-30-ые годы 20-го века свадебная игра упростилась и обычно свадьба справлялась в 1-2 дня, но пропои устраивались довольно часто

Пропои обычно проходили в доме невесты после сватовства, за неделю или две до свадьбы.  Жениха и невесту сажали за стол под образами. Рядом с женихом – крестная мать, мать жениха, крестный отец, отец жениха и дяди по старшинству. Около невесты – золовки, сестры , подруги. Родители невесты угощали гостей. Величальные молодым на пропоях были грустные с протяжным напевом, без приплясывания,  в соответствии с печальным характером предсвадебного обряда. Более веселые песни исполнялись «игрицами», «игрухами» ( группа местных женщин –певиц), когда величали подруг невесты, товарищей жениха и гостей, не имеющих близких  родственных отношений к жениху и невесте. Для «игриц» пропои и свадьбы были своего рода ремеслом, т.к. по обычаю за величание их одаривали деньгами за каждую песню, поэтому «игрицы» старались петь песню за песней, лишь бы побольше повеличать. В конце пропоев., после угощения невеста одаривала гостей рушниками, которые так и назывались пропойными и уходила в сени плакать обычными словами «…пропили, проели …».

Величальные жениху и невесте

«Дунули, дунули …» «Чикотала ластачка»


Дунули, дунули

Дунули ветры по чистаму палю.  2 раза

Грянули, грянули,

Грянули грозы по синяму небу.  2 раза

Пролили, пролили,

Пролили слезы Прасковьюшкины,

Пролили слезы Иванавны.

С кем жа ты, с кем жа ты,

С кем жа, Прасковьюшка, думу думала,

С кем жа, Иванавна, думу гадала.

Думала, думала,

Думала думушку с батюшкай,

Думала думушку с родненьким.

Мне ево дума, мне ево дума,

Мне ево дума не по разуму пришла 2 раза

Мне ево слава, мне ево слава,

Мне ево слава не пандравилися  2 раза

Дунули, дунули,

Дунули ветры по чистаму палю, 2 раза

Грянули, грянули

Грянули грозы по синяму небу   2 раза

Думала, думала,

Думала думушку с матушкай,

Думала думушку с родненькай.

Мне ея дума, мне ея дума.

Мне ея дума не по разуму пришла 2 раза

Мне ея слава, мне ея слава,

Мне ея слава не пондравилися  2 раза

Дунули, дунули,

Дунули ветры по чистаму полю 2 раза

Грянули, грянули,

Грянули грозы по синяму небу 2 раза

Думала, думала.

Думала думу с Василием,

Думала думу с Петровичем.

Мне ево дума, мне его дума,

Мне ево дума все по разуму пришла,  2 раза

Мне его слава, мне его слава,

Мне его слава все пандравилися   2 раза


Чикотала ластачка на заре,

И ой лели, лели на заре

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой лели, лели на маре,

На белам на камушке стоючи,

И ой лели, лели стоючи.

На круты бережки глядючи

И ой люли, люли глядючи,

По бережку батюшка гуляить,

И ой лели, лели гуляить

Гуляй , гуляй, батюшка здараво,

И ой, лели, лели. здараво

Сведи мене с камушка с белаво.

И ой лели, лели, с белаво

У батюшки жаласти немнаго,

И ой,лели,лели немнаго

Не свел мене с камушка белаво,

Ой, люли, люли, белаво.

Чикатала ластачка на заре.

И ой лели, лели на заре,

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой, лели, лели на маре ,

На белам на камушке стоючи.

И ой, лели, лели, стоючи,

На крутыи бережки глядючи.

И ой. лели, лели глядючи.

По бережку матушка гуляит,

И ой лели, лели гуляит.

Гуляй, гуляй, матушка, здараво,

И ой лели, лели  здараво

Сведи мене с камушка с белаво

И ой лели, лели с белаво,

У матушки жаласти немнаго,

И ой лели, лели, немнаго,

Не свела мене с камушка с белаво.

Чикатала ластачка на заре,

И ой, лели, лели на заре,

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой лели, лели на маре,

На белам на камушке стоючи,

И ой лели, лели, стоючи,

На крутыи бережки глядючи,

И ой лели, лели глядючи.

По бережку Василь сударь гуляит.

И ой, лели, лели гуляит,

Гуляй, гуляй, Василь сударь, здараво

И ой лели, лели здараво,

Сведи мене с камушка с белаво.

И ой лели, лели с белаво,

У Василья жаласти больше всех,

И ой лели, лели, больше всех

И он свел мене с камушка лучше всех

И ой. лели, лели лучше всех!



Величание подруге невестыВеличание лодырям, бобылкам (шуточная, поют и на масленицу)

«Скажи, моя милая…» «Ой ты свет, моя масленица»


Скажи, моя милая,

Скажи, радась дарагая,

Как пашеньку паашут (2 раза)

Говорок

Вот и так, вот и сяк,

Вот и этак,вот и так,

При далине лен, лен,

При широкай белый 1

Скажи, мая милая,

Скажи радась дарагая,

Как ее скароодють (2 раза)

Говорок

Скажи, мая милая.

Скажи  радась дарагая,

Как лен рассеивают (2 раза)

Говорок

Скажи, моя милая,

Скажи радась дарагая,

Как ево  поолют (2 раза)

Говорок

Скажи, мая милая,

Скажи радась дарагая.

Как ево выбирают (2 раза)

Говорок

Скажи ……………

……………………

Как его молотят (2 раза)

Говорок

Скажи ……………

……………………

Как ево стелят (2 раза)

Говорок

Скажи ……………


Как ево сбирают (2 раза)

Говорок

Скажи…………

…………………

Как ево мнут (2 раза)

Говорок

Скажи…………

…………………

Как  ево трепят (2 раза)

Говорок

Скажи…………

…………………

Как ево талкут (2 раза)

Говорок

Скажи…………

…………………

Как его мычут (2 раза)

Говорок

Скажи …………

…………………

Как ево прядут (2 раза)

Говорок

Скажи …………

…………………

Как ево матают (2 раза)

Говорок

Скажи ………

………………

Как ево снуют (2 раза)

Говорок

Скажи ………

………………

Как ево такут (2 раза)

Говорок

Скажи …………

…………………

Как ево белют (2 раза)

Говорок

Скажи …………

…………………

Как ево все шьют (2 раза)

_______________________________________


Ой.ты свет,мая масленица

Прокаталась да прамаслилася

Ой далина, далина, далина Х 2 раза

Я у середу не прядывала,

У четверх не завертывала

Х 2раза

А у пятницу так не прядут,

У субботу – родительская

Х 2 раза

Дрема – праспала субботу,

В  васкресение апомнилася

Х 2 раза

В васкресение к абедни пашла

Пехтерь пирогов панесла

Х 2 раза

Еще утачку жариную,

С требухою перепаренную

Х 2 раза

Усе люди у церкавь пошли

Мая дурачка на паперти

Х 2 раза

Усе люди са свечками

Мая дурачка с палачкой

Х  2 раза

Усе люди у церкви стаять

Мая дура в алтарь пашла

Х 2 раза

Палюбил ее малоденькай папок

Падарил ей кашимиравый платок

Х  2 раза

Мне платок насить хочитца

А папа любить ни хочитца

Х  2 раза

Ат таво любить ни хочитца

По пагосту валочитца

Х  2 раза

Па пагосту валочитца,

Пирагами пабираитца

Х   2 раза

Пирагами пабираитца

А блинами абжигаитца

 1. Говорок, текст прочитывали и на каждую строчку ударяли в ладоши

Материал подготовлен по книге М.Е. Шереметевой «Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда» /Калуга, 1928 г./, основа – рассказы о свадебном обряде , записанные от 83-летней крестьянки А.И. Юрковой  в 1926 году, и свахи А.Т. Карпуниной в 1925 г., д. Верховая, дополненные подробностями и песнями со слов жителей селений. Мелодии величальных песен на пропоях записаны Н.П. Раковым в 1926 году.

Мария Евгеньевна Шереметьева (1886 – 1963 г.г.) . закончив Санкт-Петербургский педагогический Институт, историко-словесное отделение в 1909 году, проработав учительницей в поселковой школе, в 1919 году навсегда связала свою судьбу с Калугой.  С 1921года по 1942 год Мария Евгеньевна работала в Калужском краеведческом музее старшим научным сотрудником и активно принимала участие во всех научных экспедициях и археологических раскопках. Научное наследие  Марии Евгеньевны невелико по количеству, но ее работы по народному искусству, народной обрядности Калужской губернии – это настоящий подвиг ученого во времени. Фиксирование и воссоздание ярких страниц народной жизни в первые послереволюционные годы в ее работах имеют большую познавательную и научную ценность. 

Величальные песни на пропоях в Гамаюнщине

В Калужском крае в самом начале 20-го века еще оставались несколько групп крестьянских поселений с особыми названиями, кличками. В большинстве случаев само население выделяло эти группы, давая им особые клички. Такой территорией была и Гамаюнщина, в которую входило 17 поселений, расположенных на правом берегу Оки: Ромоданово, Квань, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи , Нижняя и Верхняя Вырка, Еловка, Животикино, Колюпаново, Горенская.

На бытовом уровне  эти селения имели между собой много общего, в том числе и свадебный обряд. Старинный обряд в Гамаюнщине включал в себя несколько этапов: смотрины невесты под окном; сватовство; «Богу молиться»; пропои; «поклуш»; девишник и молодешник; поезжанье; почестные; похмелки; отводная.  В 20-30-ые годы 20-го века свадебная игра упростилась и обычно свадьба справлялась в 1-2 дня, но пропои устраивались довольно часто

Пропои обычно проходили в доме невесты после сватовства, за неделю или две до свадьбы.  Жениха и невесту сажали за стол под образами. Рядом с женихом – крестная мать, мать жениха, крестный отец, отец жениха и дяди по старшинству. Около невесты – золовки, сестры , подруги. Родители невесты угощали гостей. Величальные молодым на пропоях были грустные с протяжным напевом, без приплясывания,  в соответствии с печальным характером предсвадебного обряда. Более веселые песни исполнялись «игрицами», «игрухами» ( группа местных женщин –певиц), когда величали подруг невесты, товарищей жениха и гостей, не имеющих близких  родственных отношений к жениху и невесте. Для «игриц» пропои и свадьбы были своего рода ремеслом, т.к. по обычаю за величание их одаривали деньгами за каждую песню, поэтому «игрицы» старались петь песню за песней, лишь бы побольше повеличать. В конце пропоев., после угощения невеста одаривала гостей рушниками, которые так и назывались пропойными и уходила в сени плакать обычными словами «…пропили, проели …».

Величальные жениху и невесте



«Дунули, дунули …»

Дунули, дунули

Дунули ветры по чистаму палю.  2 раза

Грянули, грянули,

Грянули грозы по синяму небу.  2 раза

Пролили, пролили,

Пролили слезы Прасковьюшкины,

Пролили слезы Иванавны.

С кем жа ты, с кем жа ты,

С кем жа, Прасковьюшка, думу думала,

С кем жа, Иванавна, думу гадала.

Думала, думала,

Думала думушку с батюшкай,

Думала думушку с родненьким.

Мне ево дума, мне ево дума,

Мне ево дума не по разуму пришла 2 раза

Мне ево слава, мне ево слава,

Мне ево слава не пандравилися  2 раза

Дунули, дунули,

Дунули ветры по чистаму палю, 2 раза

Грянули, грянули

Грянули грозы по синяму небу   2 раза

Думала, думала,

Думала думушку с матушкай,

Думала думушку с родненькай.

Мне ея дума, мне ея дума.

Мне ея дума не по разуму пришла 2 раза

Мне ея слава, мне ея слава,

Мне ея слава не пондравилися  2 раза

Дунули, дунули,

Дунули ветры по чистаму полю 2 раза

Грянули, грянули,

Грянули грозы по синяму небу 2 раза

Думала, думала.

Думала думу с Василием,

Думала думу с Петровичем.

Мне ево дума, мне его дума,

Мне ево дума все по разуму пришла,  2 раза

Мне его слава, мне его слава,

Мне его слава все пандравилися   2 раза

«Чикотала ластачка»

Чикотала ластачка на заре,

И ой лели, лели на заре

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой лели, лели на маре,

На белам на камушке стоючи,

И ой лели, лели стоючи.

На круты бережки глядючи

И ой люли, люли глядючи,

По бережку батюшка гуляить,

И ой лели, лели гуляить

Гуляй , гуляй, батюшка здараво,

И ой, лели, лели. здараво

Сведи мене с камушка с белаво.

И ой лели, лели, с белаво

У батюшки жаласти немнаго,

И ой,лели,лели немнаго

Не свел мене с камушка белаво,

Ой, люли, люли, белаво.

Чикатала ластачка на заре.

И ой лели, лели на заре,

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой, лели, лели на маре ,

На белам на камушке стоючи.

И ой, лели, лели, стоючи,

На крутыи бережки глядючи.

И ой. лели, лели глядючи.

По бережку матушка гуляит,

И ой лели, лели гуляит.

Гуляй, гуляй, матушка, здараво,

И ой лели, лели  здараво

Сведи мене с камушка с белаво

И ой лели, лели с белаво,

У матушки жаласти немнаго,

И ой лели, лели, немнаго,

Не свела мене с камушка с белаво.

Чикатала ластачка на заре,

И ой, лели, лели на заре,

Плакала Прасковьюшка на маре,

И ой лели, лели на маре,

На белам на камушке стоючи,

И ой лели, лели, стоючи,

На крутыи бережки глядючи,

И ой лели, лели глядючи.

По бережку Василь сударь гуляит.

И ой, лели, лели гуляит,

Гуляй, гуляй, Василь сударь, здараво

И ой лели, лели здараво,

Сведи мене с камушка с белаво.

И ой лели, лели с белаво,

У Василья жаласти больше всех,

И ой лели, лели, больше всех

И он свел мене с камушка лучше всех

И ой. лели, лели лучше всех!

Величание подруге невесты




«Скажи, моя милая…»

Скажи, моя милая,

Скажи, радась дарагая,

Как пашеньку паашут (2 раза)

Говорок

Вот и так, вот и сяк,

Вот и этак,вот и так,

(Текст прочитывали и на каждую строчку ударяли в ладоши)

При далине лен, лен,

При широкай белый


Скажи, мая милая,

 Скажи радась дарагая,

Как ее скароодють (2 раза)

Говорок

Скажи, мая милая.

Скажи  радась дарагая,

Как лен рассеивают (2 раза)

Говорок

Скажи, моя милая,

Скажи радась дарагая,

Как ево  поолют (2 раза)

Говорок

Скажи, мая милая,

Скажи радась дарагая.

Как ево выбирают (2 раза)

Говорок

Скажи …………….

…………………….

Как его молотят (2 раза)

Говорок

Скажи …………….

…………………….

Как ево стелят (2 раза)

Говорок

Скажи ……………


Как ево сбирают (2 раза)

Говорок

Скажи…………..

………………….

Как ево мнут (2 раза)

Говорок

Скажи…………..

………………….

Как  ево трепят (2 раза)

Говорок

Скажи………….

…………………

Как ево талкут (2 раза)

Говорок

Скажи…………..

………………….

Как его мычут (2 раза)

Говорок

Скажи …………

………………….

Как ево прядут (2 раза)

Говорок

Скажи ………….

………………….

Как ево матают (2 раза)

Говорок

Скажи ………..

………………..

Как ево снуют (2 раза)

Говорок

Скажи ………..

………………..

Как ево такут (2 раза)

Говорок

Скажи …………

…………………

Как ево белют (2 раза)

Говорок

Скажи ………….

………………….

Как ево все шьют (2 раза)

«Ой ты свет, моя масленица»

Ой.ты свет,мая масленица

Прокаталась да прамаслилася

Ой далина, далина, далина   Х 2 раза

Я у середу не прядывала,

У четверх не завертывала

Х 2раза

А у пятницу так не прядут,

У субботу – родительская

Х 2 раза

Дрема – праспала субботу,

В  васкресение апомнилася

Х 2 раза

В васкресение к абедни пашла

Пехтерь пирогов панесла

Х 2 раза

Еще утачку жариную,

С требухою перепаренную

Х 2 раза

Усе люди у церкавь пошли

Мая дурачка на паперти

Х 2 раза

Усе люди са свечками

Мая дурачка с палачкой

Х  2 раза

Усе люди у церкви стаять

Мая дура в алтарь пашла

Х 2 раза

Палюбил ее малоденькай папок

Падарил ей кашимиравый платок

Х  2 раза

Мне платок насить хочитца

А папа любить ни хочитца

Х  2 раза

Ат таво любить ни хочитца

По пагосту валочитца

Х  2 раза

Па пагосту валочитца,

Пирагами пабираитца

Х   2 раза

Пирагами пабираитца

А блинами абжигаитца


 
Яндекс.Метрика